Выдержки из писания о воспитании и наказании, а также из книг о воспитании и статей
Христианское воспитание – это воспитание в правилах христианской этики, построенных на авторитете Писания и образе жизни Иисуса Христа. Иисус показал нам пример человека, имеющего Божий характер. «Пришел в Назарет, где был воспитан» (Лк.4:16).
читать дальше
Наказание - проявление любви?
«Ибо Господь кого любит, того наказывает» (Евр.12:6).
Наказание – это один из инструментов изменения поведения в процессе воспитания. «Нет в процессе воспитания детей предмета, вызывающего больше противоречивых толков, чем наказание. Как всегда и в этом деле есть свои крайности: одни заявляют, что не должно быть никакого наказания, другие видят повод для наказания во всяком непослушании ребенка» - говорит магистр богословия, признанный во всем мире авторитет в вопросах воспитания детей Гордон Макдональд.
Противоречит ли наказание безусловной любви? Нет, и даже напротив – пишет автор, - безусловная любовь является необходимым условием для воспитания, в котором наказание имеет свое место.
Безусловная любовь – это когда вы любите человека таким, какой он есть, с его склонностями, недостатками и поведением, которое вам не нравится.
Именно так Бог возлюбил нас - недостойных Его любви. «Он прежде возлюбил нас…» (1-Иоан. 4:19). Он возлюбил нас Отцовской любовью, желая показать нам, что именно любовь - основание близких отношений. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими…» (1-Иоан. 3:1)
Безусловная любовь характеризуется двумя фундаментальными особенностями:
1) Она дается вне зависимости от ценности человека
2) Она дается без каких-либо условий.
Любовь родителей не может пассивно созерцать поведение своих детей, что обязательно приведет к вседозволенности и печальным последствиям. Но именно любовь должна подталкивать нас к активному воспитанию детей. В Писании мы встречаем два типа наказания – исправительное и законное.
Цель исправительного наказания, – предупредить, исправить того, кто идет неправильным путем.
«Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:5,6).
Наказание – это проявление Отцовской любви. Господь показывает, что ради того, чтобы дети не попали в большие проблемы их надо наказывать.
Росс Кэмпбелл – доктор медицины и профессор психиатрии говорит о применении наказания: «Наказание…относится к самым негативным и примитивным фактором. К сожалению, мы должны иногда прибегать к нему».
Писание ясно и много говорит о действенном влиянии наказания и о важности его регулярного применения: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына своего, а кто любит, с детства наказывает его» (Пр.13:24), «Не оставляй юноши без наказания» (Пр.23:13)
Доктор философии и христианский психолог Вильям Бакус отмечает: «Наказание эффективно меняет поведение. Наказание надо использовать постоянно, а не от случая к случаю, и по возможности быстрее после проявления нежелательного поведения».
Действительно, наказание не должно быть отложено на большое время. Так как ребенок может забыть, что он совершил и сочтет «запоздалое» наказание несправедливым. Да к тому же безнаказанность за это время может подтолкнуть его к дальнейшим неправильным поступкам. Наказание – это действие, которое, следуя сразу же за проявлением поведения, уменьшает вероятность его повторения.
Очень важно знать, что наказание, пресекая поведение ребенка, не устраняет причины, побудившие его так поступать. Нам надо честно признать, что иногда мы – родители бываем причиной или раздражающим фактором, для плохого поведения наших детей. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их» (Еф.6:4).
Большая часть злобы и непокорности, которую мы видим в детях сегодня, уходит своими корнями в проблемы брака. Иногда родители сами «поощряют» детей - «…провоцируют хулиганское поведение малыша, подсознательно видя в этом лихость и незаурядность».
При осуществлении мер наказания очень важно уважать личность ребенка. Ребенок должен понимать – за что его наказывают. Важно объяснить ему причину вашего наказания и дать понять, что его любят. Это и есть обличение, цель которого – изменение, а не наказание. «Розга и обличение дают мудрость» (Пр.29:15). У детей, которые злят родителей, всегда есть какое-нибудь скрытое желание, например, они хотят, чтобы им уделялось больше внимания.
Не спешите наказывать ребенка, если он ведет себя плохо, спросите самих себя – не нуждается ли ребенок в зрительном или физическом контакте, безраздельном внимании, отдыхе или еде. Постарайтесь удовлетворить эти потребности. Но ни в коем случае не следует потакать упорному непослушанию, вызывающему поведению и капризным истерикам ребенка.
ТЕЛЕСНОЕ НАКАЗАНИЕ – НАСИЛИЕ?
Мы живем в чрезвычайно агрессивном обществе и знаем, что насилие порождает насилие. Когда у человека на глазах (не важно в жизни или на экране) без конца совершаются агрессивные поступки, то возрастает вероятность, что он сам станет вести себя агрессивно.
По этой причине сегодня идут серьезные споры о телесном наказании детей. Очень распространенные такие заявления: «…физические меры наказания не допустимы в воспитании детей. Это не метод», «Ясно одно: даже «легкий шлепок» не годится в качестве воспитательного средства. Насилие порождает ответное насилие - железный закон». Американский доктор и психолог Джон Вэюльюсек считает: «Порка – это первый вершок аршинной дубины насилия. Именно отсюда рождаются драки, а, в конце концов - убийства, изнасилования, терроризм. Принятое дома поведение формирует человека и подталкивает его в сторону насилия, когда он не знает, как поступить. …Я прибегаю к насилию (к порке), когда не знаю, что мне еще делать».
Конечно, эти заявления имеют под собой некую основу, но они больше всего рассчитаны на родителей, которые сами не видели правильных примеров воспитания. И сегодня, не имея твердого основания для строительства разрушающихся отношений в семье, они не знают, как противостоять ужасному монстру насилия.
Доктор Добсон, отвечая на эти заявления, утверждает: «телесное наказание от руки любящих родителей – это …нормальное педагогическое средство». Митрополит Киевский и Галицкий Владимир в своей проповеди «Наказание, каким оно должно быть в православной семье» отмечает: «При воспитании детей, как всегда учила христианская педагогика, необходимо употреблять вместе с наградою и наказание».
Наказание в любви – не разрушает отношения, а делает их более искренними и близкими. Как уже говорилось в выше – основанием для воспитания должны быть близкие отношения между родителями и детьми, построенные на безусловной любви. Это исполнение великой Божьей заповеди имеет силу сохранить сегодня семьи от разрушения. Это возможность дать место Богу в наших семьях. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс.126:1).
Писание говорит: «Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него» (Пр.22:15). Однако, не всякую ситуацию исправит розга. Ребенок очень остро чувствует справедливость и обоснованность наказания. Он замечает завышенную грубость родителей или чрезмерную снисходительность к нему. Необходимо определить степень наказания. Обычно это нелегко, но оно должно соответствовать проступку. Доктор Добсон, утверждает: «Порка пригодна только в случае упорного непослушания, и применять ее надо всякий раз, как оно случается. И точка!».
Наказание не должно нанести телесные повреждения ребенку. «Если накажешь его розгою, он не умрет» (Пр.23:13) Это совсем не значит, что ограничением строгости наказания является - «лишь бы не умер». Цель наказания – это не причинение боли, а воспитание ребенка. Нарушение этого принципа приводит к жестокости родителей по отношению к детям. Возможно ли телесное наказание без насилия? Где та грань, после которой «трепка» переходит в избиение? В первую очередь ваше состояние определяет правомерность наказания. При наказании недопустимо проявление гнева. «Всякое раздражение и ярость да будут удалены от вас» (Еф.4:31).
Наказание не должно совершаться во гневе. Всегда нужно давать детям замечать, что вы неохотно прибегаете к наказанию. Запомните, раздраженный наказывает, чтобы отомстить, но христианские родители должны наказывать не из мести». Не мешало бы в таком случае подумать: «Является ли действительно наказанием то, что я сейчас делаю? Или я просто изливаю ярость на кого-то, кто слабее меня, кто не может дать мне сдачи… по крайней мере, в настоящее время».
Телесное наказания не может быть отменено после того, как вы его осуществили! Родителям необходимо научиться наказывать в любви, в этом случае телесное наказание не будет иметь форму насилия. Крики, угрозы и ворчание - это проявление слабости и неспособности авторитетно повлиять на поведение детей. Вспыльчивый отец не задает тона, который закалял бы личность в горниле жизненных испытаний. Он задает детям трепку, поскольку ему не нравиться что-то в их поведении, но если они выдерживают пекло, дальше их мало беспокоит, что их отцу нравиться, а что – нервирует его.
Наказание не является наказанием, если оно никак не повлияло на поведение ребенка. Наказание каждый раз должно соответствовать обстоятельствам. Неправильно использовать во всех случаях телесное наказание, это приведет к тому, что ребенок не сможет отличать незначительные проступки от серьезных, а также может повлиять негативно на его характер. От частых телесных наказаний дети делаются, как справедливо замечено, жестокосердными. Есть большой выбор других видов наказания, от психологического воздействия до разного рода лишений. В любом случае наказание - не лучший и не единственный выход из ситуации, но никакой катастрофой это не грозит, если не становится нормой взаимоотношений с ребенком.
Очень важно, учитывать возраст провинившегося при выборе серьезности наказания. Во-первых: у маленьких детей еще нет развитого чувства ответственности или точнее осознание последствий за совершенный поступок.
Во вторых: ребенок может просто быть не способным воспринять правильно, за что ему такое суровое наказание. Помните: детская безответственность – это совсем не то же самое, что злостное непослушание; она требует куда более терпеливого отношения».
Чем старше ребенок, тем важнее телесное наказание; такая закономерность прослеживается до восьми-девяти летнего возраста. Если неукоснительно следовать этому тезису, то поведение ребенка к десятому году жизни становится таким, что дальнейшие телесные наказания исключаются.
Соломон советует: «Наказывай сына, доколи есть надежда, и не возмущайся криком его…» (Пр.19:18). Говоря это, он понимал, что дети с ужасным характером, если их вовремя не воспитывать, используя методы наказания, с возрастом не изменятся в лучшую сторону, а напротив - укоренятся в своих амбициях и в конце концов, пострадают не только они. «Отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Пр.29:15).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В христианском воспитании, как учит нас Библия, не только допустимо, а просто необходимо мудрое использование методов наказания. Но в основе всего должны быть крепкие отношения с ребенком, построенные через безусловную любовь к нему.
Несколько советов для применения телесного наказания:
• Прежде наказания постарайтесь выяснить действительные причины такого поведения ребенка.
• Ребенок должен понимать – за что его наказывают. Объясните ему причину вашего наказания и дайте понять, что вы его любите.
• Не наказывайте ребенка в гневе.
• Наказание должно соотноситься с личностью ребенка (его восприимчивостью, возрастом).
• Наказание должно соотноситься с серьезностью проступка.
• Будьте осторожны, чтобы не нанести телесного повреждения ребенку.
Всегда помните, что цель наказания не боль – а воспитание. Соблюдение этих советов поможет вам не перейти ту грань, когда наказание становится избиением, а воспитание – насилием над личностью ребенка. Писание говорит: «…надобно напрягать силы, но мудрость может все исправить» (Екл.10:10). Зная, насколько сложен процесс воспитания детей, очень важно иметь в семье здоровую духовную жизнь. Прежде, чем отреагировать на поступок своего ребенка, призовите Господа, Его мудрость. И пусть Слово Божье будет непоколебимым авторитетом для Вас и ваших детей. Каждый раз во время воспитания, мудро ссылаясь на исполнение Слова Божьего, вы будете закладывать хорошее основание для будущей жизни вашего ребенка.
При таком мудром подходе к воспитанию, ваш ребенок будет видеть хороший пример строгих, но любящих его родителей. И каждый возникающий конфликт будет не разделять, а строить между вами истинные, близкие отношения.
Телесное наказание в христианском воспитании
Выдержки из писания о воспитании и наказании, а также из книг о воспитании и статей
Христианское воспитание – это воспитание в правилах христианской этики, построенных на авторитете Писания и образе жизни Иисуса Христа. Иисус показал нам пример человека, имеющего Божий характер. «Пришел в Назарет, где был воспитан» (Лк.4:16).
читать дальше
Христианское воспитание – это воспитание в правилах христианской этики, построенных на авторитете Писания и образе жизни Иисуса Христа. Иисус показал нам пример человека, имеющего Божий характер. «Пришел в Назарет, где был воспитан» (Лк.4:16).
читать дальше