С самого утра зашел разговор о типажах и амплуа. Обнаружилась интересная статья, которую советую прочесть.
"Любой образованный и культурный человек в настоящее времяпосещает театр, но не каждый задумывался о том, что в современномтеатральном и киноискусстве стоит проблема амплуа, а именно: нужно лиамплуа сейчас, либо настал тот период, когда оно изжило себя. Чтобыразобраться в проблеме, обратимся к толкованию данного термина. читать дальшеАмплуа (от франц. employ - роль), 1) театральнаяклассификация, узаконивающая и регулирующая в театральной практикесоответствие определённых психофизических данных актёра, стиля игры -его роли; 2) один из способов типизации (наряду с маской и амплуа) вдраматургии.
Разделение актеров по амплуа вытекало, прежде всего, из разделения драматических произведений на два основных вида: трагедию и комедию; каждый из них требовал от актера особых данных и особого стиля игры.Поэтому еще в древней Греции существовало разделение актеров натрагиков и комиков, при чем, в зависимости от характера исполняемойроли, трагики подразделялись на: первых (протагонист), вторых(девтерагонист), третьих (тритагонист).
Возникновение европейской системы амплуа как некоего сводаправил, касающегося актерской игры, сложилось, по-видимому, в эпохутеатра классицизма.Согласно классицистической системе амплуа актер, претендующий наопределенную роль, должен обладать, в первую очередь, соответствующимидля этой роли внешними данными (рост, сложение, тип лица, тембр голосаи пр.). Переходы из одного амплуа в другое не допускались, заисключением возрастных амплуа. Каждому амплуа соответствовала своялиния поведения, свои декламационные и пластические особенности.
В XVIII-XIXвв. система амплуа существовала более в устной театральной практике,чем в театральной теории. Система амплуа применялась при созданиитеатральной труппы: список амплуа учитывал наиболее распространенныедраматургические типы и давал возможность набрать актеров, нужных для того, чтобы играть любой репертуар. Существовали различные способы классификации актеров по амплуа. Так, Патрис Пави в своем "Словаре театра" называет амплуа по социальному положению, по костюму, по функции в драме (инженю, любовник, злодей, наперсник). Реально бытовавшие системы амплуа были, как правило, смешанного типа. Система амплуа, с одной стороны, представляет устойчивуюоснову театрального действия, с другой стороны, она более подвижна игибка, чем система масок. Конкретный набор амплуа, их названияизменяются в различные эпохи.
Первой фиксированной русской системой амплуа можно считать, по-видимому, Роспись (1766), составленную императрицей Екатериной II. По этой Росписи в императорской театральной труппе (Санкт-Петербург) полагалось иметь актеров и актрис на следующие амплуа: первый, второй, третий трагические любовники; первый, второй, третий комические любовники; пер-нобль (благородный отец); пер-комик (комический старец); первый и второй слуги; резонер;подъячий; два конфиданта (наперсника); первая, вторая и третьятрагические любовницы; первая, вторая комические любовницы; старуха,первая и вторая служанка; две конфидантки (наперсницы). Состав труппыимператорского театра через полвека (в начале 1810-х) включал уже идругие амплуа: амплуа царя в трагедиях, петиметра (щеголя), простака, молодой кокетки, невинной (инженю); в то же время некоторые амплуа (например, подъячий) из театрального штата исчезли.
В XIX в. появляется много новых амплуа, среди которых травести, гранд-кокетт, неврастеник и др. В конце XIX в. в русской театральной практике встречаются амплуа, дифференцированныепо национальным, социально-бытовым, возрастным и др. признакам.Движение к увеличению списка амплуа, к его конкретизации связано свозрастающим интересом театра XIX в. к человеческой индивидуальности.
Осознание амплуа как эстетической категории театра произошло в начале XX вв. Противниками театральных амплуа выступили К.С.Станиславский, М.А.Чехов, видевшие в игре по амплуа - театральные штампы и рутинерство, препятствие для развития актерской индивидуальности. Среди сторонников системы амплуа, осознающей ее как собственно театральный способ классификации человеческих типов, были В.Э.Мейерхольд, Н.Н.Евреинов, А.Р.Кугель и др.
В 1922 в брошюре И.А.Аксенова, В.М.Бебутова и В.Э.Мейерхольда "Амплуа актера" актерское амплуа было определено как должность, занимаемая актером "при наличии данных, требуемых для наиболее полного и точного исполнения определенного класса ролей, имеющихустановленные сценические функции". Через систему амплуа была показанасвязь между типологией драматургических сюжетов и актерской типологией.Авторы сделали попытку создать вневременную, "вечную" таблицу из семнадцати пар мужских и женских амплуа, с помощью которых возможно охватить весь корпус драматической литературы от античности до современности.
Согласно таблице амплуа И. А. Аксёнова,В. М. Бебутова и В. Э. Мейерхольда были обозначены следующие амплуа:герой, влюблённый, проказник (затейник), клоун (шут, дурак, эксцентрик), злодей (интриган), неизвестный (инозримый), неприкаянный или отщепенец (инодушный), фат, моралист, опекун (панталеоне), друг (наперстник), хвастливый (капитан), блюститель порядка (скарамуш), учёный (доктор, маг), вестник, травести, содействующие. Среди женских амплуа отсутствуют: фат, моралист, хвастливый (капитан), но есть иные, отсутствующие среди мужских: куртизанка, матрона, сводня (сваха). И тех и других по 17.
Скрытая система амплуа существует и в современном театре. Например, в 1970-е в связи с большим количеством производственных пьес, в драматургии социальной тематики возникло новое амплуа "социального героя".
Амплуа в драме - способ типизации, родственный драматургическому типу-маске и противоположный характеру.
Драматургический тип-амплуа - этоосознанное упрощение, схематизация, намеренная идеализация илиснижение, отказ от индивидуализированного изображения человека с целью усиления каких-либо отдельных его качеств; поиски неких групп (по гендерным, социально-психологическим,возрастным и пр. признакам) человеческого социума. Персонаж, созданныйкак драматический тип-амплуа, отображает не уникальную человеческую личность,но "представителя группы", "одного из множества". Драматическийтип-амплуа тесно связан со сценическим гротеском и активно используетсяв театральной практике условного театра XX в.
Теперь о том, что представляет собой амплуа сегодня. Итак, в настоящее время это понятие в большинстве своём актуальнолишь для актёров, ограниченных в профессиональном смысле, то естьумеющих прекрасно преподносить образы одного направления, одного характера.Это особенно ярко можно проследить на примерах киноискусства, котороеимеет с театральным общие корни. Однако есть один момент (в обоих видахискусства), превращающий амплуа в орудие коммерции. Это происходит и в том числе тогда, когда актёры с многогранным талантом вынуждены играть роли в режиме одного амплуа (например, бандитов, пьяниц, альфонсов). Таким образом, наиболее известными часто становятся не те, кто талантлив, а те, чьё амплуа наиболее выгодно для современного кино. Тоже и в театре.
В связи с этим можно сказать, насколькорасширился и видоизменился список амплуа, его характеристики. Теперь,чтобы быть героем или героиней не обязательно обладать великолепными внешними данными: высоким ростом, атлетической фигурой, приятным голосом и отсутствием физических дефектов. Амплуа более стало зависеть от индивидуальности актёра, от его характера, творческих возможностей. На мой взгляд, действительно хорошие актёры могут одинаково хорошо сыграть и трагическую и комическую роль. В данном рассуждении опять всплывает вопрос об узких специализациях (как в промышленности, науке и др. профессиях). Но актёр - само это слово уже говорит о том, чем его одарённость должна быть универсальной.
У некоторых актёров амплуа можно определить с лёгкостью, а у настоящих профессионалов в его определении возникают сложности, потому что живую творческую натуру нельзя загнать в определённые рамки. Проблема амплуа и сейчас заключается в наличии штампов, что для творческого процесса вещь категорически ненужная, неактуальная.
Таким образом, обнаруживают себя две тенденции. Проводяпараллель с мировым историческим процессом, их можно назвать интеграцияи дифференциация. В первом случае мы имеем дело с полным отказом отамплуа как от элемента, тормозящего развитие современного театральногои киноискусства. Во втором случае речь идёт о выделении новых амплуа, оразрастании и появлении новых характеров в связи с течением времени.Здесь амплуа - есть двигатель культурного творческого прогресса. Ядумаю, что не стоит отдавать пальму первенства тому или иномунаправлению, поскольку в их противодействии, в их постоянном конфликте и конкуренции происходит развитие одного из прекраснейших синтетических искусств."
© Дымова Екатерина НиколаевнаТем не менее, рассуждение это натолкнуло меня на мысль о собственном типаже. Не в русле невозможности сыграть абсолютно противоположные роли, нет. Искусство перевоплощения никто не отменял...
Имеется в виду тот типаж, в котором я могу оставаться самим собой, просто проживая предлагаемые обстоятельства. Фактически, играть самого себя.
На просьбу представить персонажа из классического произведения, который на данный момент подошел бы мне максимально, которого бы я сыграл, практически не прилагая усилий, мама назвала Скарлетт О'Хару из "Унесенных Ветром".
Кто бы мог подумать.)Мне было бы интересно узнать ваше мнение.
@темы:
Вопросы,
Мысли вслух,
Наблюдения,
Статьи,
Учеба
Нью-классика, так сказать
Точную роль не назову, но думаю что-нибудь из времен эпохи французской революции и точно не положительный персонаж)
Благодарю. Обязательно ознакомлюсь)
Илар
Ммм, прекрасно..)